В соответствии с планом работы о деятельности судебного участка № 5 Октябрьского района г. Орска проведено обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ на судебном участке в 2022 году и в 1 полугодии 2023 года.

Нормы ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неуплату родителем (трудоспособными детьми) без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (нетрудоспособных родителей), в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.

За период с 01.01.2022г. по 31.12.2022г. на судебном участке № 5 Октябрьского района г.Орска Оренбургской области поступило для рассмотрения – 12 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых - 11 лиц признаны виновными в совершении вышеуказанного правонарушения, которым назначены наказания в виде обязательных работ, 1- протокол возвращен в орган составивший протокол.

За период с 01.01.2023г. по 29.06.2023г. на судебном участке № 5 Октябрьского района г.Орска Оренбургской области поступило для рассмотрения – 3 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых - 3 лиц признаны виновными в совершении вышеуказанного правонарушения, двоим из которых назначены наказания в виде обязательных работ, одно лицо подвергнуто наказанию в виде ареста. За аналогичный период прошлого года было рассмотрено восемь материалов, что свидетельствует о том, что количество нарушений по указанной статье в текущем году снизилось.

Нарушений процессуальных сроков при рассмотрении дел мировым судьей не выявлено.

Правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ, является длящимся, и один из обязательных критериев объективной стороны правонарушения - срок неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев с момента возбуждения исполнительного производства.

Для привлечения лица к административной ответственности неуплата алиментов должна осуществляться в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Под правильным исполнением судебного акта подразумевается его исполнение в точном соответствии с тем способом и порядком его исполнения, которые определены законодательством и самим судебным актом.

Согласно ч. 1 ст. 81 Семейного кодекса РФ алиментные платежи должны оплачиваться ежемесячно в полной сумме.

Неуплата алиментных платежей в установленные сроки, а также оплата не в полном объеме, то есть не в том объеме, который определен судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов, является неуплатой средств в нарушение судебного акта или указанного соглашения; то есть в нарушение того способа и порядка исполнения, который определен исполнительным документом.

Таким образом, под нарушением, о котором идет речь в ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ могут пониматься нарушения порядка исполнения исполнительного документа, которое выражается в виде неуплаты алиментов в полном объеме, уплаты алиментов не в полном объеме и уплаты алиментов с нарушением сроков их оплаты.

Неуплата алиментов в полном объеме.

При этом последующие действия по погашению задолженности не являются основанием для не привлечения виннового лица к административной ответственности.

Вместе с тем, факт неоплаты алиментных платежей не является основанием для привлечения к административной ответственности при наличии уважительных причин.

В качестве уважительных причин, препятствующих привлечению к административной ответственности, может рассматриваться, например, факт нахождения у должника детей, на которых решением суда взысканы алиментные платежи, на его иждивении.

Анализ складывающейся судебной практики по ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает, что мировой судья в качестве уважительных причин неуплаты алиментных платежей не признают отсутствие официального заработка и отсутствие у должника средств на содержание ребенка и другие.

Правонарушения, предусмотренные ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, уполномочены выявлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица ФССП России (п. 1 и п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Вместе с тем, с учетом специфики состава данного административного правонарушения, предусматривающего исчисление срока неуплаты алиментов с момента возбуждения исполнительного производства, о котором должностные лица органов внутренних дел объективно не могут знать (поскольку исполнительные производства находятся в производстве только судебных приставов-исполнителей), основную массу данных правонарушений выявляют должностные лица ФССП России.

Перечень должностных лиц, уполномоченных выявлять данный состав административного правонарушения, предусмотрен в приказе ФССП России от 22.11.2016 N 603.

На уровне структурных подразделений территориальных органов ФССП России, которые непосредственно ведут исполнительные производства о взыскании алиментных платежей, указанные протоколы составлять имеют право:

- начальники структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - старшие судебные приставы, их заместители;

судебные приставы-исполнители;

- судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

- должностные лица территориального органа ФССП России, правомочные либо уполномоченные начальником органа дознания территориального органа ФССП России осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

При выявлении признаков состава административного правонарушения должностное лицо ФССП России возбуждает дело об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составляется с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку указанный протокол должен быть рассмотрен и решение по нему должно быть принято в день составления протокола.

В протоколе об административном правонарушении, кроме прочего, должны быть указаны такие обязательные сведения (ст. 28.2 КоАП РФ), как:

- дата и место его составления;

- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а именно: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес регистрации и фактического места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность;

- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

- обстоятельства совершения административного правонарушения, а именно: место, время совершения и событие административного правонарушения;

- часть статьи и статья КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность;

- объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело.

Дела об административных правонарушениях по ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ подведомственны мировым судьям (ст. 23.1 КоАП РФ).

Санкция ч.1 ст. 5.35.1 КоАП Российской Федерации предусматривает в качестве наказания, в том числе административный арест.

Так, по делу об административном правонарушении в отношении Л., последнему было назначено наказание в виде административного ареста. При назначении Л. административного наказания суд учитывал характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельство, смягчающее административную ответственность, и обстоятельстве, отягчающее административную ответственность, перечень которых является исчерпывающим (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Суд учел, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей административного наказания, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. Суд принял во внимание, что Л. не работает, учел длительный период и сумму задолженности, характера и обстоятельств совершенного Л. административного правонарушения, объектом которого является нарушение прав несовершеннолетнего лица, счел нецелесообразным назначение наказания в виде обязательных работ и пришел к выводу о назначении Л. наказания в виде административного ареста. По мнению суда, данный вид административного наказания, с наибольшим эффектом мог достичь целей исправления Л., а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. Оснований для освобождения Л. от наказания в виде административного ареста, предусмотренных п. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, судом не установил.

Согласно п. 23.4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо обязательных работ, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.

Таким образом, орган, составивший протокол об административном правонарушении, обязан обеспечить доставку лица, в отношении которого составлен протокол, в суд, рассматривающий дело об административном правонарушении. Необеспечение указанной доставки является основанием для возвращения материалов.

Вместе с протоколом об административном правонарушении в суд, рассматривающий дело, представляются доказательства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, а также вину лица, привлекаемого к административной ответственности.

Анализ судебной практики показывает, что для доказывания состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ, необходимы следующие документы:

- копия исполнительного документа и копия постановления о возбуждении исполнительного производства (подтверждают факт возбуждения исполнительного производства);

- документ, подтверждающий ознакомление должника с фактом возбуждения в отношении него исполнительного производства (роспись должника на постановлении о возбуждении исполнительного производства или на документе о доставке в адрес должника указанного постановления);

- объяснения должника о причинах неоплаты алиментов (подтверждают субъективную сторону состава административного правонарушения, отсутствие уважительности причин неуплаты алиментов);

иные документы.

Анализ положений ст. 25.2, 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что участие потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении является его правом, а не обязанностью.

И в случае, если потерпевший не воспользовался указанным правом, дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено на основании имеющихся материалов.

За указанные отчетные периоды должностному лицу составившему протокол, мировым судьей возвращен один материал в отношении Щ.., поскольку протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями ст. 28.2 КоАП РФ, в соответствии с которым, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Согласно обстоятельствам, указанным в протоколе об административном правонарушении, потерпевшей по данному делу является нетрудоспособная мать – Ц., однако в протоколе об административном правонарушении не были указаны сведения о потерпевшей, не приложены ни заявление, ни объяснения последней. Кроме того, административный материал не содержал доказательств заблаговременного надлежащего уведомления потерпевшей о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и разъяснении ей прав. Таким образом, административный материал не содержал доказательств предоставления потерпевшей возможности реализации прав, предусмотренных ст. 25.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении.

Анализ также показал, что при рассмотрении дел данной категории мировым судьей всегда разъясняются права и обязанности лицам, привлекаемым к административной ответственности.

В материалах дела имеются протоколы и расписки о разъяснении прав, в протоколах судебного заседания указано о том, что лицу разъяснялись ст. 51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАПРФ.

В порядке ст. 30.7 КоАП РФ постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ не обжаловались.

Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, вынесшего постановление (ч.1 ст. 31.3 КоАП РФ). Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу (ст. 31.1 КоАП РФ), за исключением постановления об административном аресте, которое подлежит немедленному исполнению (ч.1 ст. 32.8 КоАП РФ). Исполнение постановления о назначении наказания в виде предупреждения осуществляется судьей, вынесшим постановление (ст. 32.1 КоАП РФ). В остальных случаях постановление направляется судьей для исполнения управомоченному органу. Если постановление о наложении административного наказания не было обжаловано, оно направляется судьей управомоченному органу в трехдневный срок со дня вступления в силу, а если обжаловано - в течение трех дней со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда, вынесшего решение.

Проведенное обобщение свидетельствует о том, что освоение процессуальных норм, регламентированных КоАП РФ, и разъяснений Постановлений Пленумов ВС РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях предусмотренный ч.1 чт. 5.35.1 КоАП РФ, не вызывает затруднений.

Помощник мирового судьи Зулькарнаева Г.Ш.