С 25 сентября вступили в силу поправки в закон об обязательном автостраховании, согласно которым теперь прямое возмещение убытков будет распространяться также на аварии с участием более двух машин. «КП»–АЗС» поинтересовалась у рязанских автостраховщиков, заработал ли закон в регионе.

ПОПРАВКИ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ

Поправки в закон об ОСАГО о прямом возмещении при «коллективных» ДТП президент Владимир Путин подписал еще в минувшем марте. Документ прошел долгий путь бюрократических процедур и, наконец, вступил в законную силу.

Прямое возмещение при стандартных авариях автолюбители уже принимают как должное. Времена, когда приходилось бегать в поисках компании виновника ДТП, остались в далеком прошлом. Однако если в аварию попадало более двух автомобилей, то действовали прежние правила – за возмещением убытка требовалось обращаться в компанию виновника. Заботясь об автомобилистах, власти выпустили закон в новой редакции, дающий право обращаться в свою страховую и при «коллективных» авариях.

Новое правило имеет ограничения. Так, если причинен вред здоровью или жизни людей, или иному имуществу, кроме автомобилей, которые попали в ДТП, прямое возмещение ущерба уже не работает. Разумеется, чтобы закон можно было применить на деле, у всех участников аварии должны быть действующие полисы ОСАГО.

Сообщается, что новые правила начинают действовать применительно к авариям, произошедшим после 25 сентября. Соответственно, инструкции к действию в случае массового ДТП не менялись. К тому же, по мнению специалиста, новшество вряд ли затронет автолюбителей, которые приобрели полисы до 25 сентября 2017 года.

– Можно провести аналогию с предыдущим изменением в автостраховании. С 28 апреля приняли закон о натуральном возмещении убытка, и он действует на полисы, приобретенные после этой даты. Напомним, что остальные положения закона, кардинально меняющие систему выплат по ОСАГО, вступили в силу 28 апреля. Тогда был установлен приоритет ремонта поврежденного при ДТП автомобиля над страховой выплатой по ОСАГО.

Также документ определил требования к организации ремонта. Восстановительные работы должны быть проведены не позднее 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на станцию технического обслуживания. При проведении ремонта запрещено использовать бывшие в употреблении или восстановленные комплектующие деталей, узлов, агрегатов. Станция техобслуживания должна находиться не дальше 50 километров от места происшествия или от места жительства потерпевшего за исключением случаев, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку поврежденного автомобиля до места ремонта. Восстановительный ремонт можно выполнять на СТО, которые включены в реестр страховщика, а также на станциях, которые выберет сам автовладелец, но с разрешения страховой компании.

На страховые выплаты в денежной форме, согласно закону, можно претендовать лишь в строго оговоренных случаях. В том числе при полной гибели автомобиля, смерти потерпевшего, причинении тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью или если потерпевший является инвалидом.

- Мы отстояли все принципиальные вещи, чтобы максимально защитить права автовладельцев, – заявляла председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, предложив дать Комитету Совета Федерации по бюджету и финрынкам протокольное поручение первые полгода следить за реализацией этого закона. – Это необходимо для того, чтобы понять на практике, что мы не учли.

Зам. председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев утверждал, что переход на систему натурального возмещения убытков не должен привести к повышению цен на ремонт. По его словам, для этого важно не допустить ценового сговора страховыхкомпаний со станциями техобслуживания.

5% «КОЛЛЕКТИВНЫХ» ДТП

По мнению экспертов, если автовладельцам изменение в законе об ОСАГО упростит жизнь, то у страховых компаний увеличится количество судебных процессов между собой.

– Когда потерпевший обращается в свою страховую компанию, она выплачивает ему денежные средства на ремонт или же восстанавливает автомобиль. После страховая компания обращается в компанию виновников ДТП и просит компенсировать понесенные расходы. Соответственно потом у страховщиков возникают вопросы по корректности оценки размера ущерба, которые чаще всего решаются в рамках судебного разбирательства. Представьте, насколько увеличится нагрузка на суды, если теперь практически по всем страховым случаям будут возникать подобные споры, – отмечает автоэксперт Сергей Смирнов.